Понедельник, 13.05.2024, 09:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WEB-монитор
Главная » 2013 » Сентябрь » 17 » Попробуем коучинга?
00:06
Попробуем коучинга?
 

Коуч – идеальный проводник к цели

27.08.2013

Источник: Планета HR

О коучинге как очень модном явлении написано уже достаточно много. Для России это относительно новое направление, но оно очень быстро набирает обороты. Предприниматели, менеджеры и линейные сотрудники, желающие решить свои проблемы и достичь целей, стали активно переходить от психологов к коучам.

Карета и поисковик

«В переводе с английского слово coach имеет несколько значений: одно из них – "тренер", другое – "повозка, карета", – говорит коуч компании Lee Hecht Harrison, входящей в Adecco Group Russia, Ирина Быкова. – Мне более близко второе, более точно отражающее смысл коучинга вообще – сопровождение и доставка к желаемому месту. Если говорить образно, то коуч выступает в роли сопровождающего, помогает клиенту найти подходящий путь и быстрее прийти к конечному пункту».

Коучинг является наиболее эффективным инструментом индивидуального развития, позволяющим находить как необходимые ресурсы для решения задач, так и сами решения. Взаимодействие с опытным и полностью вовлеченным коучем позволяет добиться ощутимых результатов: повышение уровня удовлетворенности работой, осуществление значимых изменений в бизнесе, профессиональной и личной жизни. Коуч помогает приобрести новые навыки для изменений в карьере, четко осознать свои ценности, внутренние мотивы иприводит их в соответствие с поставленными целями. Он воодушевляет клиента на активное поведение, поддерживает в поиске внутренних ресурсов и не дает свернуть с намеченного курса.

Коучинг является наиболее эффективным инструментом индивидуального развития, позволяющим находить как необходимые ресурсы для решения задач, так и сами решения.

«К коучу обращаются с самыми разными запросами, от конкретных (выбор вектора профессионального развития) до общих (улучшение жизни). Мне нравится следующее образное сравнение: "Если голову клиента взять за Интернет, то коуч – это поисковик, своего рода Google, который помогает найти правильный ответ», – комментирует практикующий коуч, директор компании «Мастерская Ларисы Вороновой» Лариса Воронова.

Коуч владеет методикой, которая позволяет клиенту решать задачи намного быстрее и эффективнее, оставаясь в балансе со своими ценностями и получая постоянную поддержку и воодушевление. Ведь менять что-то в жизни очень непросто, и если на этом пути вы сталкиваетесь с трудностями, одной только мотивации может не хватить. Как раз в этой ситуации и может оказаться решающим свежий взгляд стороннего человека, который покажет альтернативы, обеспечит опору и вдохновит. Многие компании сейчас используют этот метод для повышения эффективности персонала на разных уровнях, для решения конкретных бизнес-задач, а также сопровождения карьерных переходов и развития талантов.

«Коучинговое партнерство способствует развитию как каждого сотрудника, так и организации в целом, позволяет повышать уровень вовлеченности и мотивации. Он учит думать, а не перекладывать ответственность за принятые решения на психолога; направлен на осознание своих возможностей, на понимание самого себя», – объясняет бизнес-консультант, тренер, психолог Светлана Булгакова.

Маркетолог клеит марки, а коуч?

Хотя коучинг и приобретает большую популярность, масса людей не понимает, что в действительности он собой представляет. Директор по развитию центра развития персонала «Бизнес-Инсайт», консультант по управлению, бизнес-тренер Алла Протас вспоминает такую историю: «В 1996 году крупная, стремительно развивающаяся, опережающая темпы развития конкурентов компания искала человека, способного оценивать рыночную ситуацию. В ответ на размещенное в СМИ объявление поступал шквал звонков от разного рода специалистов. Иногда получались занятные диалоги: "Вы маркетолог?" – "Да". – "А что вы умеете?" – "Ну как же! Уж марки-то несложно клеить". В свое время была мода на тренинги, затем – на консалтинг, а сейчас – на коучинг. Как это всегда и происходит, "пена" уйдет, а суть останется. Я считаю, что это очень хорошее, своевременное и перспективное явление, позволяющее людям видеть возможности для гармонизации личностного и профессионального развития».

При этом важно понимать, что на волне этой моды на рынок вышло огромное количество непрофессионалов, и пока есть спрос, «умеющие клеить марки» никуда не исчезнут. Примеры из той же серии на собеседованиях: «Что еще вы умеете делать?» – «Коучить могу». – «Почему пошли в коучи?» – «Да никуда не взяли, поэтому я решил, что теперь буду лайф-коучем».

В Интернете сейчас есть множество противоречивой информации, и некоторые все еще путают обычные тренинги с коучингом. Коучинг – это умение идти своим путем и достигать целей, но прежде имеет смысл проверить их на истинность. Порой цели, к которым мы так напряженно стремимся, оказываются пустыми, и в результате не приносят ни удовольствия, ни удовлетворения. Кроме того, коучинг помогает снять внутренние барьеры, увидеть те рамки, которые мешают двигаться дальше. Коуч умеет слушать и задавать правильные вопросы, но процесс общения с ним выстроен таким образом, что клиент сам отвечает на свои же вопросы. Он уже не сможет потом упрекнуть специалиста: «Это вы так посоветовали – я и сделал. А ведь вышло совсем не то, что мне было необходимо...».

Что почем?

Первая сессия у профессионального коуча, как правило, бесплатна и носит установочный характер. Часто также проводятся открытые презентации или мастер-классы, на которых потенциальный клиент должен понять, будет ли ему полезно сотрудничество с данным специалистом. Стоимость услуг в столицах и регионах сильно разнится: например, в Москве и Санкт-Петербурге нужно рассчитывать на сумму от 3 до 10 тысяч рублей в час. Цена складывается от опыта, обширности базы клиентов и того, насколько раскрученным является имя коуча. Серьезные западные тренеры, обладающие сложившимся брендом, могут брать 10–15 и более тысяч рублей в час. Намного дешевле (300–500 рублей) обойдется помощь фрилансеров, которые только недавно закончили факультет психологии и им нужна практика.

«Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Наши люди любят платить экспертам из столиц и других крупных городов, поскольку уверены, что там они более профессиональны и опытны. Если я из Казани приеду в качестве коуча в Нижний Новгород и меня заранее хорошо "пропиарят", я могу претендовать на достойное вознаграждение», – рассказывает Алла Протас.

Все большое число людей изъявляет желание обучаться на курсах по коучингу. «Иногда это всего лишь двух-трехдневные тренинги, которых, конечно же, недостаточно, чтобы понять суть метода и научиться пользоваться его инструментарием, – считает бизнес-тренер и коуч Елена Кохненко. – На мой взгляд, необходимо окончить базовый курс (в идеале – полугодовой), на котором дают как теорию, так и практику, а также задают домашние задания. Обязательным условием там является наличие хотя бы экспериментальных, но уже клиентов.

Коуч умеет слушать и задавать правильные вопросы, но процесс общения с ним выстроен таким образом, что клиент сам отвечает на свои же вопросы.

Безусловно, преимуществом начинающих коучей является невысокая стоимость их услуг, но важно понимать, что в случае обращения к ним нужного результата можно и не достичь, т.к. в любом случае вы окажетесь "подопытным кроликом". Это как поход к начинающему парикмахеру: он, конечно, подстрижет, но понравится ли вам итог? Порядочный человек признается, что у него мало опыта, а дальше уже ваше дело – работать с ним или нет».

«Когда только появились бизнес-тренинги, никто толком не понимал, что это и для чего – продолжает Елена. – Не было ни сертификации, ни экзаменов, ни гильдий. А так как подобные услуги довольно дороги, объявилось большое количество шарлатанов и непрофессионалов, стремящихся побыстрее и побольше заработать, пока люди не разобрались. Сейчас такая же история и с коучингом: как только он дошел до регионов, тут же стали открываться различные школы и обучающие компании, во всем разнообразии которых легко заблудиться и потеряться».

«Свой» коуч – кто он?

Как найти коуча, с которым вам будет психологически комфортно? В этом смысле очень важно доверие. Наставником, может быть человек, который чувствует, что способность к личностному и профессиональному росту связана с определенными моментами в жизни, и который, чаще всего, сам прошел такой путь. Алла утверждает: «Главный критерии при выборе – осознание собственных целей: для чего вы идете на это, какие вопросы хотите задать. Уже первая совместная сессия, беседа должна дать ответ, чувствуете ли вы себя в безопасности с этим коучем. Далее в ходе общения постарайтесь осознать, появляется ли некий прирост, за который можно быть благодарным этому человеку».

Ключевой момент заключается в том, насколько вы личностно и энергетически сходитесь с коучем. Если чувствуете, что он не «ваш» – не стоит даже начинать работать. Одновременно и коуч решает, будет ли из партнерства толк: настоящий профессионал не позарится на большие деньги и не будет проводить сессию со всеми желающими. Если он видит, что вам нужно к психологу или психотерапевту, то, естественно, перенаправит к ним.

Коучинг будет эффективен только в том случае, если человек настроен сам решать свои проблемы, ставить цели, достигать их и брать на себя ответственность, а не полагаться на других или искать внешние причины, почему у него что-то не получилось. Грамотный коуч должен честно признаться, что не сможет помочь такому клиенту, потому что он сам не готов к внутренней работе или же не хочет ее осуществлять – ему просто нужен готовый рецепт. Но коуч не имеет права выдавать готовые решения и навязывать свою картину мира. Человек должен все понять, осознать и принять решение самостоятельно.

«Результативность коуча зависит от его профессионализма, опыта, знаний. Не стесняйтесь задать ему вопрос: "Кто бы мог Вас порекомендовать?", поговорить с теми, кто уже работал с ним. Например, я честно признаюсь всем обращающимся ко мне за советом и рекомендацией, в чем именно помог мой коуч: избавиться от большого количества рамок, барьеров, стереотипов. Всегда нужно знать, кому и за что ты платишь, поэтому справки следует собирать заранее», – советует Елена.

Коучинг на выбор

В России наиболее известен метод Международного Эриксоновского университета коучинга, основанный на творческом видении, дающий ключи к его открытию, поддержанию и развитию. В основе всех обучающих программ, распространившихся по миру с 80-х годов, лежат методики системного мышления, технологии, направленные на результаты, исследования в области психолингвистики управления. Самая популярной программой, сертификационной Международной Федерации коучей, является «Наука и искусство коучинга».

Процессуальный коучинг – это новый метод тренингов, который помогает обратить свои слабые стороны в сильные, а своих противников – в союзников. Для этого необходимо лучше узнать себя и внимательнее прислушаться к миру вокруг. Три измерения – рациональное, эмоциональное и интуитивное – позволяют увидеть желанный результат как живую структуру. Этот вид коучинга, как и процессуальная психотерапия, из которой он возник, строится на той идее, что противоречия и оппозиция жизни – это лишь первый слой реальности, поэтому нужно копнуть глубже, чтобы найти общее там, где, на первый взгляд, его трудно предположить. Создатели метода Арнольд Минделл и Макс Шупбах назвали его «глубинной демократией» и семь лет назад создали Институт глубинной демократии. Его отделения действуют в обеих Америках, Африке, Европе, Азии, а теперь и в России.

Суть коучинга состоит в том, что право высказаться и быть услышанными имеют все, даже самые незначительные участники ситуации, и что решение проблемы будет тем лучше, чем больше скрытых мотивов удастся вытащить на поверхность. То есть в конфликте надо выслушивать все стороны и слушать не только свой разум, но также чувства и интуицию. Этот метод учит человека следовать за процессом – он не знает, куда в результате приведут его размышления. По словам Ларисы Вороновой, которой близок данный подход, порой он дает больший результат, а все остальные оказываются бессильны: «Это настоящее шаманство – работа с духом. Я давно искала такие методы, когда человек обращается не только к своим убеждениям, но и заглядывает внутрь себя».

Карьерный коучинг – это технология самостоятельного планирования дальнейшей карьеры и реализация профессионального потенциала при поддержке коуча. Он помогает клиенту лучше понять себя, определяет способы достижения цели, расширяет область познания, повышает его эффективность. Карьерный коучинг позволяет найти новую работу, которая полностью удовлетворяла бы требования человека, соответствовала всем его критериям; определить, чего же вы хотите и отделить главное от второстепенного; выявить основной вектор профессионального развития; увидеть новые горизонты; обрести веру в себя, найти опору, мотивацию; выстроить реальный план по достижению своих профессиональных целей.

Задача лайф-коучинга состоит не только в том, чтобы помочь человеку реализовать себя в какой-то важной для него сфере с применением тех скрытых ресурсов и потенциала, которые ранее им не использовались.

Задача лайф-коучинга состоит не только в том, чтобы помочь человеку реализовать себя в какой-то важной для него сфере с применением тех скрытых ресурсов и потенциала, которые ранее им не использовались. Здесь важно обращение ко всей жизни клиента в целом для того, чтобы поддержать гармоничное сочетание различных областей жизни, то есть баланс между семьей, работой, карьерой, друзьями, здоровьем, хобби и так далее. Иными словами, технология лайф-коучинга нацелена не на то, чтобы научить человека какому-то одному навыку, а на то, чтобы развить в нем умение учиться в процессе всей своей жизни, самому находить творческие решения и ответы на сложные жизненные ситуации, самостоятельно обращаться к своим внутренним ресурсам и потенциалу для достижения наилучших результатов.

Надо пробовать!

Как определить свой стиль коучинга? Ответ один – пробовать. Если коуч пишет статьи в СМИ или активно раздает интервью – из его слов можно понять, насколько вам близок его подход. Если он проводит бесплатную презентацию – нужно обязательно посетить ее. «Помните, что ваше первое впечатление может вас обмануть, пока вы лично не встретитесь. Может быть, этот коуч не вписывается в ваши рамки восприятия, и вам от этого некомфортно, но это не значит, что нужно сразу говорить "нет". Также важно четко представлять, с какой конкретной целью вы к нему идете, чего хотите достичь. Если просто любопытствуете, то коуч не будет перед вами раскрываться, потому что такое общение лишено смысла», – поясняет Лариса Воронова.

Все большее количество людей хочет добиваться своих целей, но делать это в согласии с собой. Именно коуч помогает прояснить их, осознать и начать двигаться. «Часто люди самостоятельно достигают определенных высот и понимают, что уперлись в потолок. Они ощущают в себе силы, чувствуют потенциал для большего, и коуч помогает им в этом, освобождая от ими же установленных рамок», – резюмирует эксперт.

http://www.klerk.ru/job/articles/329500/

 

 

 

Просмотров: 350 | Добавил: WEB-монитор | Теги: психология бизнеса, коучинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024